Арбитражный центр при АНО «Правосудие»
(правопреемник Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы)

Внутренний регламент суда

Арбитражный Центр при АНО "Правосудие" - постоянно действующее Арбитражное Учреждение осуществляет деятельность на основании нового Федерального закона №382 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» при АНО Центр по Урегулированию Предпринимательских Споров «ПРАВОСУДИЕ».

Настоящая редакция Внутреннего Регламента вводится в действие с 18.09.2017 г.

Статья 1. Организационная структура

В целях осуществления функций по администрированию арбитража в Арбитражном центре создаются Президиум, осуществляющий в том числе функции комитета по назначениям, и Административный аппарат, возглавляемый Председателем Арбитражного центра.

Статья 2. Президиум

Президиум является коллегиальным постоянно действующим органом Арбитражного центра, осуществляющим функции по назначению, отводу и прекращению полномочий арбитров, а также иные функции, отнесенные к его компетенции Арбитражным регламентом, иными правилами Арбитражного центра, а также действующим законодательством.

Президиум состоит из семи членов.

Не менее пяти членов Президиума должны иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца или документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

Президиум избирается лицами, входящими в единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра. Решение об избрании члена Президиума считается принятым, если за его избрание проголосовало большинство лиц, входящих в единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра.

Кандидатуры членов Президиума для голосования представляются Председателем Арбитражного центра из числа лиц, имеющих высокую квалификацию и безупречную профессиональную репутацию. В случае, если решение об избрании члена Президиума не принято, Председатель Арбитражного центра представляет новую кандидатуру для голосования.

Частичная ротация состава Президиума должна осуществляться раз в три года. Первая ротация осуществляется путем замены трех членов Президиума по предложению Председателя Арбитражного центра через три года после формирования первого состава Президиума, сформированного в количестве семи членов. Через три года после первой ротации производится вторая ротация путем замены оставшихся четырех членов Президиума из первого состава Президиума. Дальнейшая частичная ротация осуществляется в том же порядке раз в три года, начиная с членов Президиума, избранных в ходе первой ротации. Выбывшие в ходе ротации члены Президиума не могут входить в состав Президиума в течение трех лет с даты прекращения их полномочий.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Президиума, в том числе в случае прекращения полномочий по собственному желанию, новый член Президиума избирается в порядке, установленном в пункте 5 настоящей статьи, на срок до окончания полномочий выбывшего члена Президиума.

Президиум избирает из своего состава Председателя Президиума сроком на три года. Одно и то же лицо не может быть Председателем Президиума более одного срока подряд. Председатель Президиума вправе назначить своего заместителя из числа членов Президиума.

Председатель Президиума осуществляет следующие функции:

созывает заседания Президиума в очной или заочной форме по мере необходимости;

формирует повестку дня заседаний Президиума;

организует совместно с Председателем Арбитражного центра голосование по вопросам повестки дня заседаний Президиума, подсчет голосов, оформление и хранение информации об итогах голосования;

подписывает протоколы заседаний Президиума и выписки из них;

председательствует на очных заседаниях Президиума, а также на общих собраниях арбитров, входящих в единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра;

выступает от имени Арбитражного центра на конференциях, форумах, заседаниях, общественных советах и иных аналогичных мероприятиях или направляет иных членов Президиума на такие мероприятия от имени Арбитражного центра;

осуществляет иные функции, отнесенные к его компетенции Арбитражным регламентом, а также иными правилами Арбитражного центра.

Президиум осуществляет функции, отнесенные к его компетенции Арбитражным регламентом Арбитражного центра.

Заседания Президиума проводятся в очной и заочной форме. Очное заседание Президиума проводится в форме совместного присутствия или в форме теле- или видео-конференции, которая может быть организована Председателем Арбитражного центра по инициативе Председателя Президиума или по просьбе большинства членов Президиума. Заочное заседание Президиума может проводиться путем голосования по электронной почте.

Заседание Президиума считается правомочным (имеется кворум), если в нем приняли участие не менее пяти членов Президиума. Функции секретаря заседания Президиума осуществляются Председателем Арбитражного Центра.

В случае, если член Президиума не может присутствовать лично на очном заседании Президиума, он вправе направить в адрес Председателя Арбитражного центра письменную позицию по всем вопросам повестки дня заседания Президиума до начала заседания Президиума. В случае получения Председателем Арбитражного Центра письменной позиции члена Президиума по всем вопросам повестки дня, такой член Президиума считается принявшим участие в заседании, а его голос учитывается при принятии решения.

Решения Президиума принимаются простым большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании Президиума. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Президиума или заместителя Председателя Президиума в случае отсутствия Председателя Президиума.

Статья 3. Административный аппарат

Административный аппарат осуществляет все функции по организационно-техническому обеспечению арбитража, оказывая Составу арбитража и Сторонам арбитража необходимое содействие в рамках арбитража.

Сотрудники Административного аппарата являются работниками АНО «Правосудие» и подчиняются непосредственно Председателю Арбитражного центра, либо Председателю АНО «Правосудие». Численность и организационная структура Административного аппарата определяется Председателем Арбитражного центра.

Сотрудники Административного аппарата должны соблюдать режим конфиденциальности, установленный в статье 24 Арбитражного регламента.

Сотрудники Административного аппарата при исполнении своих обязанностей должны избегать конфликта интересов, а в случае его возникновения обязаны незамедлительно прекратить исполнение обязанностей в отношении соответствующего арбитража и уведомить об этом Председателя Арбитражного центра.

Статья 4. Председатель Арбитражного центра

Председатель Арбитражного центра осуществляет руководство деятельностью Арбитражного центра, организует работу Административного аппарата и осуществляет функции, отнесенные к его компетенции Арбитражным регламентом и иными правилами Арбитражного центра.

Председатель Арбитражного центра назначается на должность Председателем АНО «Правосудие». Председатель Арбитражного центра должен иметь высшее юридическое образование.

На Председателя Арбитражного центра распространяются все обязанности и ограничения, установленные для сотрудников Административного аппарата в статье 3 Внутреннего регламента, в том числе режим конфиденциальности, установленный в статье 24 Арбитражного регламента.

Статья 5. Арбитры

Арбитром в Арбитражном центре может быть физическое лицо, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, обладающее необходимыми знаниями и опытом, которые позволяют ему компетентно разрешать споры в рамках арбитража, а также отвечающее требованиям, установленным соглашением Сторон арбитража, применимыми правилами Арбитражного центра, а также действующим законодательством.

Арбитром не может быть физическое лицо, не достигшее возраста двадцати пяти лет, недееспособное лицо или лицо, дееспособность которого ограничена.

Арбитром не может быть физическое лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость.

Арбитром не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

Арбитром не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его статусом, определенным федеральным законом, не может быть выбрано (назначено) арбитром.

Стороны арбитража вправе договориться о дополнительных требованиях, предъявляемых к арбитрам, включая требования к их квалификации, или о разрешении спора конкретным арбитром или арбитрами.

Если Стороны арбитража не договорились об ином, единоличный арбитр, (в случае коллегиального разрешения спора при соблюдении положений пункта 8 настоящей статьи - председатель Состава арбитража), должен соответствовать одному из следующих требований:

иметь высшее юридическое образование, подтвержденное выданным на территории Российской Федерации дипломом установленного образца;

иметь высшее юридическое образование, подтвержденное документами иностранных государств, признаваемыми на территории Российской Федерации.

В случае коллегиального разрешения спора Стороны арбитража могут договориться о том, что председатель Состава арбитража может не соответствовать требованиям, установленным пунктом 7 настоящей статьи, при условии, что в Состав арбитража будет входить арбитр, соответствующий указанным требованиям.

Статья 6. Единый рекомендованный список арбитров и дополнительные базы специалистов

Арбитражный центр формирует:

единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра;

дополнительные базы специалистов, в том числе для отдельных категорий споров.

Единый рекомендованный список и дополнительные базы специалистов размещаются на официальном сайте Арбитражного центра в информационных целях и носят рекомендательный характер.

Стороны арбитража вправе выбрать арбитра, не включенного в единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра, если иное не предусмотрено прямым соглашением Сторон арбитража.

Президиум вправе назначить арбитра, не включенного в единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра, если иное не предусмотрено прямым соглашением Сторон арбитража.

Единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра должен состоять не менее, чем из 30 (тридцати) человек. Включение в единый рекомендованный список арбитров Арбитражного центра осуществляется на основании письменного согласия включаемого лица.

В едином рекомендованном списке арбитров Арбитражного центра не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории Российской Федерации по научной специальности, входящей в перечень, утвержденный Приказом Минюста России от 14.10.2016 №236 «Об утверждении перечня научных специальностей, ученые степени по которым должны иметь не менее одной трети арбитров, включенных в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения», а не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров Арбитражного центра. Лицо, включенное в рекомендованный список арбитров Арбитражного центра, не может входить в рекомендованные списки арбитров более трех постоянно действующих арбитражных учреждений.

Статья 7. Недопустимость конфликта интересов

При осуществлении Арбитражным центром деятельности в соответствии с Арбитражным регламентом и Внутренним регламентом не допускается конфликт интересов.

Не могут быть Стороной арбитража, администрируемого Арбитражным центром:

АНО «Правосудие»;

учредители АНО «Правосудие»;

лица, входящие в органы управления АНО «Правосудие»;

лица, фактически определяющие действия АНО «Правосудие»;

члены Президиума;

близкие родственники членов Президиума;

организации, если член Президиума имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 (пятьюдесятью) процентами голосов в высшем органе такой организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 (пятидесяти) процентов состава коллегиального органа такой организации.

Указанные ограничения распространяются на лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, также в течение 3 (трех) лет после того, как такое лицо перестало соответствовать одному из критериев, установленных в пункте 2 настоящей статьи.

В целях недопущения, выявления и устранения случаев конфликта интересов при выполнении Арбитражным центром своих функций Президиум, Административный аппарат и Председатель Арбитражного центра руководствуются положениями действующего законодательства и обязаны не допускать возникновения случаев конфликта интересов. Члены Президиума и сотрудники Административного аппарата обязаны незамедлительно сообщать Председателю Арбитражного центра о всех случаях конфликта интересов, которые возникли или могут возникнуть в связи с арбитражем, администрируемым Арбитражным центром.

Члены Президиума при осуществлении своих функций обязаны не допускать случаев конфликта интересов. В целях недопущения, выявления и устранения случаев конфликта интересов члены Президиума обязаны руководствоваться положениями статей 4 – 6 Правил о беспристрастности и независимости третейских судей, утвержденных Приказом Президента ТПП РФ №39 от 27.08.2010 года, постольку, поскольку они применимы к осуществлению членами Президиума своих функций в рамках конкретного арбитража.

В случае выявления членом Президиума каких-либо обстоятельств, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности или независимости, в том числе в соответствии со статьями 4 – 6 Правил о беспристрастности и независимости третейских судей, утвержденных Приказом Президента ТПП РФ № 39 от 27.08.2010 года, такой член Президиума обязан незамедлительно уведомить о данных обстоятельствах Президиум и Председателя Арбитражного центра, а также не участвовать в принятии решений Президиумом по конкретному арбитражу, в связи с которым им было установлено наличие соответствующих обстоятельств. Участие такого члена Президиума в заседании не учитывается для целей определения кворума по соответствующему вопросу.

Президиум, а также Стороны арбитража не вправе выбирать или назначать в качестве арбитров сотрудников Административного аппарата и Председателя Арбитражного центра.

В случае, если в качестве кандидата в арбитры, назначаемого Президиумом, предлагается член Президиума, он не вправе принимать участие в голосовании по вопросу своего назначения, а его участие не учитывается для целей определения кворума по такому вопросу.

В случае, если член Президиума назначен арбитром Президиумом или Стороной арбитража, то такой член Президиума не вправе участвовать в принятии Президиумом каких-либо решений в связи с таким арбитражем, в котором он принимает участие в качестве арбитра.

В ходе арбитража, администрируемого Арбитражным центром, сотрудники Административного аппарата и Председатель Арбитражного центра не вправе выполнять иные функции, кроме предусмотренных Арбитражным регламентом и иными правилами Арбитражного центра.