Арбитражный центр при АНО «Правосудие»
(правопреемник Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы)

Круглый стол «Особенности третейского судопроизводства в России»

Круглый стол «Особенности третейского судопроизводства в России»

В Международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел Круглый стол на тему «Особенности третейского судопроизводства в Российской Федерации. Традиционные отрасли применения в России, специфика и преимущества».

Эксперты отметили, что после вступления в силу Федерального закона №382 «Об арбитраже» количество третейских судов в России сократилось в 5 раз – до 300 единиц. К тому же новый закон заставил действующие третейские суды раскрыть данные об учредителях: до сих пор многие организации это скрывали.

По итогам реформы на рынке должны остаться только арбитражные учреждения с высокой репутацией. Как заявил в ходе круглого стола председатель Автономной некоммерческой организации Центр по урегулированию предпринимательских споров «Правосудие», руководитель аппарата Федерального Арбитражного Третейского Суда г. Москва Николай Гравиров, изменения законодательства призваны превратить третейские разбирательства из «карманных» судов в популярный инструмент решения споров. Это, в свою очередь, разгрузит государственные арбитражные суды.

По его словам, повышению авторитета арбитражных учреждений будет способствовать и усиление государственного контроля за ними. «За вынесение заведомо неправосудного решения арбитражное учреждение может быть попросту ликвидировано, а к ответственным лицам (арбитрам, третейским судьям, аппарату суда) могут быть применены санкции, вплоть до уголовной ответственности, - рассказал Николай Гравиров. - Кроме того, уничтожение материалов судебного разбирательства теперь запрещено - ранее это неоднократно использовалось недобросовестными третейскими судами в целях сокрытия доказательств при вынесении ими противозаконных решений».

В конечном счете, по его мнению, реализация положений Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» пойдет на пользу российской системе третейских судов, поскольку данную нишу покинут недобросовестные игроки, повысится уровень доверия бизнес-сообщества, а также со стороны системы государственных судов России, поскольку все арбитражные учреждения будут находиться под жестким контролем государства и будут обязаны соблюдать установленные правила.

Председатель регламентного комитета Национального объединения СРО «Национальный совет третейских арбитров и судей» Дмитрий Бородин сообщил, что после вступления в законную силу закона «Об арбитраже» количество третейских судов в России сократилось в 5 раз – до 300 единиц.

«В прежней статистике насчитывалось порядка 1500 маленьких третейских судов. Мы направили письма в эти суды. Ответили нам только 300 третейских судов. 1200 писем вернулись назад с пометкой «не существует организации», «адрес неверный», и так далее», - сказал он.

В свою очередь, руководитель аппарата Третейского суда при РСПП Александр Замазий напомнил, что инициатором реформы третейского судопроизводства, результатом которой стало вступление в силу Федерального закона №382 «Об арбитраже», было именно бизнес-сообщество. «Инициаторами реформы стало бизнес-сообщество в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Мы подготовили по итогам общения с коллегами предложения, которые были озвучены членами Бюро правления РСПП в ноябре 2012 года председателю правительства», - сказал он.

Он отметил, что именно по результатам этой встречи были даны первые поручения Министерству экономического развития РФ и Министерству юстиции РФ проработать внесение изменений в законодательство по данному вопросу. Он добавил, что реформа проводится в интересах бизнеса.