Арбитражный центр при АНО «Правосудие»
(правопреемник Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы)

Взыскатели готовят единый стандарт передачи данных о должниках

Взыскатели готовят единый стандарт передачи данных о должниках

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) приступила к разработке стандартов передачи информации о должниках от кредиторов коллекторам.

«Перед нами стоит задача обратить внимание кредитных организаций на необходимость предоставления всеобъемлющей информации по долгу,— пояснил директор НАПКА Борис Воронин.— Сейчас каждый банк и микрофинансовая организация передают те сведения, о которых они договорились с коллектором, или просто те, которые есть у них в наличии». По его словам, унификация облегчит работу коллекторов с долгом и исключит проблемы идентификации должника, когда с гражданина, например, требуют вернуть долг его тезки или звонят по уже не существующему долгу.

Сейчас единых правил передачи коллекторам данных нет. Зачастую взыскатели получают крайне ограниченный набор информации, например ФИО и год рождения должника, при этом паспортные данные и другая информация, позволяющая однозначно идентифицировать человека, не передается. Унификация реестра передаваемых данных позволит коллекторам получать информацию и от бюро кредитных историй.

Кредиторы часто не передают данные об отказе от взаимодействия или начатом исполнительном производстве в отношении должника, что может привести к нарушению закона о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ) и получению штрафов от Федеральной службы судебных приставов, отмечают в НАПКА. Хотя в заключаемых между кредитором и коллектором договорах, как правило, указано, что коллектор не несет ответственности за последствия, связанные с предоставлением кредитором недействительной информации в отношении должников, ФССП эти договоренности не интересуют. В ФССП указывают, что коллекторским агентствам надо самим заботиться о получении максимального набора данных у кредитора. 

Банкиры также поддерживают введение единого стандарта в первую очередь для того, чтобы должники не жаловались в Центробанк на нарушение их прав.