На Ваше обращение, касающееся сохранения статуса судьи в отставке и материальных гарантий (в частности, пенсионного обеспечения или ежемесячного пожизненного содержания) при осуществлении иной трудовой деятельности, включая возможность участия судей в отставке в качестве арбитра (третейского судьи) в рамках арбитража (третейского разбирательства), в пределах компетенции рассмотрено в Департаменте уголовного, административного и процессуального законодательства Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президент Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, в компетенцию Минюста России не входит разъяснение действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей) признает отставкой судьи почетный уход или почетное удаление судьи с должности (пункт 1 статьи 15), определяя исчерпывающим образом основания прекращения полномочий, при наличии которых судья считается ушедшим в отставку, а приобретение (и сохранение) статуса судьи в отставке связывается лишь с этими установленными Законом о статусе судей основаниями.
Согласно статье 15 Закона о статусе судей за лицом, пребывающим в отставке, наряду со званием судьи сохраняются как гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, так и право на иные гарантии и льготы, установленные Законом о статусе судей и иными нормативными правовыми актами.
Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание (Пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей).
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 15 Закона о статусе судей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 Закона о статусе судей, сохраняет Гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.
Исходя из требований пункт 3 статьи 3 Закона о статусе судей судье запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Исключение из этого правила определено для судей, пребывающих в отставке и имеющих стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигших возраста 55 (для женщин - 50) лет, которые могут работать в организациях. учреждения, а также на должности перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей.
Так, пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей (в редакции от 25 декабря 2008 г. № 274-Ф3), предусмотрено, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лег либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (Представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
Таким образом, судья, пребывающий в отставке, может осуществлять перечисленные в приведенной правовой норме виды деятельности в тех случаях, когда он отвечает определенным критериям по стажу судебной работы и возрасту. При этом Закон о статусе судей не препятствует судье, ушедшему в отставку и не намеренному сохранять ВЫСОКИЙ статус судьи, заниматься по-своему усмотрению любыми видами деятельности, так как Закон о статусе судей закрепляет право, а не обязанность судьи на отставку, предусматривая прекращения отставки по просьбе судьи, не желающего соблюдать установленные для судей запреты и ограничения (Отделение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2011г. № КАС11-671).
В соответствии с правовой позицией верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 17 сентября 2010 г. № ГКПИ10-950, прекращение отставки судьи не является мерой дисциплинарной ответственности.
Как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2010 г. №9 ГКПИ09-1707 судье, отставка которого прекращена, в том числе по собственному желанию, отставка в последующем не восстанавливается, ежемесячное пожизненное содержание не выплачивается. В этом случае по достижении определённого возраста он имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 15 Закона о статусе судей).
Как следует из части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», (вступает в силу с 1 сентября 2016 г.) (далее — Ф3-382 об арбитраже), в каждом учреждения не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения Гражданско-правовых споров в качестве третейских судей и (ИЛИ) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации мировых судей в течение не менее десяти лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров. Как ранее было отмечено согласно подпункту 2 пункту 6 статьи 15. Закона о статусе судей, отставка судьи прекращается в случае несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона о статусе судей.
При этом подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей в действующей редакции не предусматривается, что судья (судья в отставке) вправе быть третейским судьей, арбитром. В тоже время необходимо учитывать, что с 1 сентября 2016 года вступает в силу Федеральный Закон от 29 декабря 2015 года № 409 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 федерального закона «О саморегулируемых организациях» в связи с принятием федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской федерацию (далее - федеральный закон № 409-Ф3), статьей 1 которого вносятся изменения в пункт 4 статьи 3 Закона о статусе судей.
В частности, пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей в редакции статьи 1 Федерального закона № 409-Ф3 Предусматривается, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 данной статьи (В частности, требование о том, что судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром (пункт 1). Также отмечаем, что согласно пункту, I части 1 статьи 22 Ф3-382 об арбитраже если стороны не договорились об ином, расходы, связанные с решением спора в арбитраже, включают в себя гонорары арбитров. Как следует из части 2 статьи 22 Ф3-382 об арбитраже, в рамках арбитража администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейским судом или постоянно действующим арбитражным учреждением (как это установлено правилами постоянно действующего арбитражною учреждения), определяется, какие из указанных в части 1 данной статьи расходов подлежат оплате сторонами непосредственно и какие - через постоянно действующее арбитражное учреждение (в том числе в составе арбитражного сбора, предусмотренного правилами постоянно действующего арбитражного учреждения).
Директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства
М.В. Калашник