Законопроект о третейских судах и упрощении регистрации ПДАУ при НКО прошел первое чтение Государственной думы РФ.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения" подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2017 г. № СП-П15-3791.
Что нового у Арбитражных Учреждений при НКО
Законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления некоммерческим организациям, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения, и иностранным арбитражным учреждениям права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и повышение роли Совета по совершенствованию третейского разбирательства (далее - Совет), сформированного при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти (далее - Минюст России), в процедуре предоставления указанного права.
В настоящее время в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (далее - ПДАУ) предоставляется актом Правительства Российской Федерации, принимаемым в установленном им порядке, на основании рекомендации Совета. Порядок принятия акта Правительства Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, или иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций ПДАУ определяется Правилами предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 577.
Согласно Федеральному закону Совет подготавливает рекомендации о предоставлении или об отказе в предоставлении некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, или иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций ПДАУ.
Иностранному арбитражному учреждению право на осуществление функций ПДАУ на территории Российской Федерации предоставляется, если указанное учреждение имеет широко признанную международную репутацию. Критерии определения наличия именно такой репутации Федеральным законом не установлены.
Законопроектом предусматривается предоставление права на осуществление функций ПДАУ российским некоммерческим организациям актом Правительства Российской Федерации на основании рекомендации Совета о предоставлении права на осуществление функций ПДАУ, а отказ в предоставлении им такого права - решением Минюста России на основании рекомендации Совета об отказе в предоставлении такого права.
Что нового у Иностранных Арбитражных Учреждений
В отношении иностранного арбитражного учреждения законопроектом предусмотрено, что соответствующее право предоставляется иностранному арбитражному учреждению, которое включено в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых ПДАУ в соответствии с Федеральным законом, утверждаемый Минюстом России. Включение в указанный перечень осуществляется Минюстом России на основании рекомендации Совета, который оценивает иностранное арбитражное учреждение, в том числе на предмет наличия широко признанной международной репутации. Критерии наличия такой репутации иностранного арбитражного учреждения устанавливаются Минюстом России на основании рекомендации Совета.
В случае выдачи Советом рекомендации об отказе в предоставлении права на осуществление функций ПДАУ иностранному арбитражному учреждению Минюст России принимает решение об отказе во включении его в указанный перечень и представленные документы возвращаются заявителю.
При этом как отказ в предоставлении некоммерческой организации права на осуществление функций ПДАУ, так и отказ во включении иностранного арбитражного учреждения в перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых ПДАУ в Российской Федерации, могут быть обжалованы в суде.
Таким образом, исключается необходимость издания акта Правительства Российской Федерации о предоставлении (отказе в предоставлении) иностранному арбитражному учреждению права на осуществление функций ПДАУ, а также об отказе в предоставлении российской некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, права на осуществление функций ПДАУ.
В целях повышения роли Совета законопроектом предусматривается наделение Совета полномочиями по обобщению практики применения законодательства Российской Федерации об арбитраже (третейском разбирательстве).
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления некоммерческим организациям, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения, и иностранным арбитражным учреждениям права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и повышение роли Совета по совершенствованию третейского разбирательства, сформированного при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, в процедуре предоставления указанного права.
Законопроектом предлагается установить требование о наличии обособленного подразделения на территории Российской Федерации для иностранного арбитражного учреждения либо юридического лица, при котором создано такое иностранное арбитражное учреждение. Данное предложение, подлежит дополнительному обсуждению.
Место третейского разбирательства (а равно место принятия решения третейского суда) "не привязано" к месту расположения третейского суда или постоянно действующего арбитражного учреждения.
Разделение юридического места арбитража и фактического места проведения слушаний является одним из основных постулатов международного коммерческого арбитража. Это разделение закреплено в статье 20 Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, а также в законодательстве РФ. Место арбитража следует рассматривать как некую привязку международного арбитража к какому-либо государству. Такая привязка, по сути, нужна для того, чтобы определить законодательство, которому подчиняется международный арбитраж, а также компетентный суд, в который может быть обжаловано вынесенное арбитражное решение или подано заявление о его отмене.
Таким образом, для администрирования арбитража в РФ, иностранному арбитражному учреждению нет необходимости создавать в РФ обособленное подразделение. Установление требования о необходимости обособленного подразделения иностранного арбитражного учреждения на территории РФ создаст дополнительные барьеры при получении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и приведет к увеличению расходов учреждений, к чему, иностранные арбитражные учреждения не готовы.