Биометрическая система – часть процесса удаленной идентификации россиян, который позволит им получать финансовые и другие услуги онлайн.
Работа банков с биометрией действует по принципу первичной идентификации в кредитной организации, после чего все данные передаются в Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для нее же записывается на видео лицо клиента и его голос. В итоге пользователь сможет получать услуги финансовой организации онлайн, используя биометрическую аутентификацию.
Чтобы воспользоваться этой системой, потребуется один раз прийти в отделение банка, предъявить паспортные данные, прописку, ИНН, номер страховки и телефон для связи, а также предоставить биометрические данные (лицо и голос) и согласиться на обработку всей переданной информации.
Эти данные и будут храниться в биометрической системе, а клиент сможет обратиться за онлайн-услугой любого банка – ему нужно будет только ввести логин и пароль учетной записи на портале госуслуг, затем – код из sms-сообщения и с помощью камеры на компьютере или телефоне передать данные голоса и лица для сверки с системой. Наиболее полезна ЕСИА окажется для инвалидов и других граждан, которым трудно лично прийти в отделение банка.
Оператор биометрической системы будет предоставлять МВД и ФСБ сведения из системы, сказано в законопроекте о биометрической системе и удаленной идентификации граждан, который Госдума приняла во втором чтении 15.12.2017 г. Порядок этого взаимодействия будет определять правительство.
«У правоохранителей не будет сплошного доступа к этой системе, данные будут предоставлять по запросу. Доступ будет только на основании полномочий, которые определены законом для силовых структур», – объясняет председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, соавтор законопроекта и председатель совета ассоциации банков «Россия» Анатолий Аксаков.
Биометрические данные в обмен на онлайн-доступ к услугам – неравнозначная плата, считает президент Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, велика вероятность утечки: «Считайте, что они скоро будут у всех». В России не стоит остро проблема доступности финансовых услуг, полагает Янин, лучше обратиться в банк и не делиться данными – сложно предсказать, кто и как будет их использовать.