Верховный суд России проведет обобщение практики исполнения решений, вынесенных третейскими судами (Арбитражными учреждениями). Об этом сообщил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев на Международном юридическом форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке.
Как заявил Вячеслав Лебедев, по итогам анализа будет подготовлено постановление пленума Верховного суда. В документе найдут отражение и правовые позиции, выработанные в ходе дискуссий на форуме.
В этом году вступил в силу закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» от 29.12.2015 N 382-ФЗ, реформирующий систему третейских судов. 1 ноября начнется прием документом от третейских судов на регистрацию по новым правилам. Ожидается, что число третейских судов резко сократится: теперь их учредителями могут быть только некоммерческие организации. Введены и другие требования, призванные повысить уровень арбитражей.
По словам экспертов, после прохождения третейскими судами (Арбитражными учреждениями) процедуры переаттестации, применение в правовом поле третейских судов значительно возрастет, поскольку уровень доверия со стороны как бизнес сообщества, так и со стороны государственных органов возрастет. Поскольку процедура прохождения переаттестации оставит на рынке арбитражных учреждений (третейских судов) только сильных игроков.
«Процедура рассмотрения спора в третейском суде практически не отличается от процедуры рассмотрения в государственном суде, - говорит председатель президиума Федерального Арбитражного Третейского суда города Москвы Владимир Колмаков. - Однако есть и отличия, в третейском суде процесс идет в закрытом формате, в государственном суде наоборот, только в исключительных случаях вводится рассмотрение дела в рамках закрытого судебного заседания. Преимуществами рассмотрения дела в третейском суде являются сроки рассмотрения. У нас по практике вся процедура рассмотрения от подачи искового заявления, до вынесения решения, составляет 20 календарных дней. В государственных судах этот срок значительно больше и по практике занимает не менее 3-х месяцев с даты подачи. Кроме этого большим плюсом является то, что у сторон нет возможности затянуть процесс, поскольку решение третейского суда вступает в законную силу немедленно и обжалованию не подлежит (в том случае если стороны не оговорили в соглашении о передаче спора в третейский суд иного)».
Если проигравшая сторона не подчинится, законодатель предусмотрел принудительное исполнение решение третейского суда: по ходатайству истца в государственном суде (суде общей юрисдикции или арбитраже) выдается исполнительный лист, который передается в службу судебных приставов. По словам Владимира Колмакова, на практике лишь около трети проигравших ответчиков не исполняют добровольно решения третейского суда. Тогда и применяется процедура принудительного исполнения решения.
Когда проигравшая сторона не согласна с решением, она может обратиться в государственный суд - суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд, в зависимости от дела. Однако, как показывает жизнь, решения тех третейских судов, где подобран профессиональный состав арбитров, практически не отменяются.
«Если рассматривать нашу статистику, то за три года мы рассмотрели более семи тысяч дел, - говорит Владимир Колмаков. - За это время не было ни одного отказа в выдаче исполнительного листа, а также ни одной отмены нашего решения в государственных судах».
Полный текст статьи «Бизнес-план Верховного суда» в «Российской газете»