Арбитражный Центр принял участие в конференции «Специальный инвестиционный контракт: перезагрузка» организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей при участии профильных министерств и ведомств.
Специальный инвестиционный контракт СПИК
На данный момент специальный инвестиционный контракт – это договорное соглашение между инвестором и Российской Федерацией (или её субъектом), в котором фиксируются обязательства инвестора (освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок) и РФ или её субъекта (гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки). Срок действия СПИК равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет. Объем инвестиций не должен быть меньше 750 млн. руб. Специальные инвестиционные контракты (СПИК) введены федеральным законом «О промышленной политике в РФ» а оператором по заключению СПИК выступает Фонд развития промышленности.
Новые правила СПИК 2.0
Накануне нового года Правительство Российской Федерации обновило правила заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Новые правила расширили перечень министерств, уполномоченных на заключение таких контрактов от имени Российской Федерации, а сфер применения этого инструмента государственного стимулирования отечественной промышленности. Изменения направлены на усовершенствование механизма СПИК с учетом опыта его применения. Поправки вступят в силу июне 2018 года, но ввиду продолжительности инвестиционного планирования и процедуры заключения контракта знать об изменениях полезно уже сейчас. Кроме того, Минфин России разработал отдельный масштабный законопроект по СПИК (СПИК 2.0), который в ближайшее время будет рассматриваться Государственной Думой. Российское и зарубежное деловое сообщество проявляет особый интерес к предстоящему обновлению механизма СПИК.
В рамках мероприятия были затронуты и обсужденны следующие вопросы:
- Текущий опыт реализации СПИК: взгляд государства и бизнеса
- Опыт реализации СПИК на федеральном уровне: основные итоги
- Значение заключенных СПИК для отраслей, в которых они реализуются
- Меры государственной поддержки по СПИК (текущие и планируемые)
- Основные изменения порядка заключения и условий входа в федеральный СПИК с июня2018 года (СПИК 1.1)
- Оценка эффективности и перспектив СПИК с точки зрения достижения целей промышленной политики РФ
- Дальнейшие шаги по усовершенствованию механизма СПИК с учетом баланса интересов публичной и частной стороны
- Опыт реализации СПИК в регионах
- Ключевые проекты, лучшие практики, “истории успеха” Условия входа в СПИК в регионах
- Региональные меры государственной поддержки инвесторов по СПИК
- Взгляд на механизм СПИК глазами инвесторов
- Преимущества, которые дает СПИК по сравнению с иными мерами поддержки
- Опыт реализации условий (исполнения) СПИК его частной стороной
- Оценка обновленных правил заключения и изменения СПИК
- Будущие СПИК: инструменты защиты интересов частной стороны
- Исполнение, изменение СПИК, выход из контракта, ответственность сторон
- Практические рекомендации при структурировании СПИК
- Разъяснение некоторых аспектов применения налоговых мер стимулирования для частной стороны СПИК
- Вопросы применения налоговой "дедушкиной оговорки" для участников СПИК при ухудшении положения инвестора при изменении налогового законодательства
- Налоговые аспекты СПИК: основные аспекты, "подводные камни", практические особенности структурирования проектов. Соотношение федеральных и региональных налоговых льгот
- Особенности, перспективы, преимущества, сферы применения, сроки внедрения
- "Стыковка" со СПИК 1.1 (формирование необходимой правовой базы)
- Востребованность / эффективность СПИК для проектов в энергетике
- Ближайшие планы Минэнерго для запуска первых СПИК в энергетике
- Перспективные сферы деятельности (продукты, инвестпроекты) в энергетике для использования механизма СПИК
- СПИК как инструмент для решения задач по переходу на наилучшие доступные технологии в энергетике
- Предложения по совершенствованию механизма с учетом потребностей рынка / отрасли
- Налоговые преференции для частной стороны СПИК: региональные особенности (на примере нескольких регионов)
- Перспективы использования механизма СПИК для реализации инвестиционных проектов иностранных компаний в России
- Альтернативные механизмы стимулирования инвестиционной деятельности в России
- "Обратная сторона" СПИК: риски ограничения конкуренции и способы их минимизации
- Статус текущей работы по заключению СПИК
- Практические рекомендации при формировании заявления о заключении СПИК
В мероприятии приняли участие:
АЛЕКСАНДР ШОХИН - Президент РСПП
АНДРЕЙ ИВАНОВ - Заместитель Министра финансов Российской Федерации
АЛЕКСЕЙ ТЕКСЛЕР - Первый заместитель Министра энергетики Российской Федерации
ТИМОФЕЙ НИЖЕГОРОДЦЕВ - Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России
МИХАИЛ РАССТРИГИН - Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
АННА ДУПАН - Директор Института проблем правового регулирования НИУ "Высшая школа экономики"
ВАСИЛИЙ ОСЬМАКОВ - Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации
СЕРГЕЙ ВОЛОГОДСКИЙ - Заместитель директора Фонда развития промышленности
ИГОРЬ ВДОВИН - Председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке, член Межведомственной комиссии по СПИК
АЛЕКСЕЙ САЗАНОВ - Директор Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации
Матасов Михаил Владимирович - заместитель генерального директора ПАО "КАМАЗ" по взаимодействию с органами государственной власти