В Госдуму внесен законопроект о регулировании процедуры медиации в России. Документ, инициированному членом Совета федерации Людмилой Боковой, устанавливает более жесткие требования к медиаторам, а также определяет применение процедуры в разрешении семейных споров.
Автор законопроекта считает, что медиация является одним из приоритетных направлений совершенствования нынешних механизмов урегулирования споров и защиты прав граждан. Однако в настоящее время процедура недостаточно отлажена, а потому требует оптимизации правовой базы в этой области. Повысить эффективность процедуры и призван законопроект.
В частности, документ устанавливает, что медиативная деятельность должна осуществляться только на профессиональной основе. Выступать посредниками в спорах могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее образование, а также получившие «профессиональное образование по медиации по дополнительной профессиональной программе». Кроме того, медиатором не может выступать должник или ранее судимый – в документе прописано и это требование.
Если же стороны привлекают посредника уже после того, как дело было передано на рассмотрение суда, то медиатором может выступать только член профессионального сообщества - профильной саморегулируемой организации или же организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Кроме того, законопроект исключает норму о платности и бесплатности медиативных услуг, прописанную в действующем законе. Автор считает, что ее наличие является поводом считать, что государство гарантирует бесплатную медиативную помощь всем желающим. На деле же бесплатную процедуру могут проводить только медиаторы-физические лица. При этом исключение данной формулировки из закона не ограничивает медиаторов в желании оказывать помощь на безвозмездной основе – такое право дает общее гражданское законодательство.
«Проведение процедуры медиации возможно на непрофессиональной основе создает риски для распространения искаженного, неверного представления о медиации среди потенциальных пользователей на основании опыта соприкосновения с практиками, позиционируемыми как медиация, и не являющимися таковыми в связи с некомпетентностью, непрофессионализмом или недобросовестностью лица, выступающего в роли медиатора», - отмечается в пояснительной записке к документу.